Орган в Ливадии зазвучал относительно недавно (на рубеже 20 и 21 веков), однако история появления этого органного зала вдохновляет не менее произведений Баха, рокочущих сегодня под его цветочными сводами. Итак,
Новый архитектурный ансамбль Ливадии
Когда при Николае Втором было принято решение о строительстве нового дворца в Ливадии (Большой Ливадийский дворец был построен ещё при Александре Втором в 1866 году), стало ясно, что одним дворцом дело не обойдётся — необходимо также создать инфраструктуру, отвечающую духу времени и императорскому статусу.
Так к 1911 году, помимо прачечной с электрическими стиральными машинами, гаражом для автомобилей, насосных станций, конюшни и каретника, больницы и жилых домов для обслуживающего персонала, в Ливадии появилась и электростанция, обеспечивающая электричеством всё царское имение.
Разрабатывал проекты и контролировал строительство этих объектов первый помощник главного архитектора Ливадийского дворца Николая Краснова — придворный архитектор Глеб Гущин.
Рассказ об остальных строениях Гущина ещё впереди, сегодня же нас интересует именно электростанция.
Подряд на строительство этой электростанции получило товарищество «Железо-Бетон», специализирующееся на новаторском для начала 20 века возведении зданий из монолитного железобетона методом скользящей опалубки. Техническим оснащением занимались: петербургский Механический чугунно-медный, литейный и кабельный завод Людвига Нобеля, обеспечивший поставку двигатели Дизеля и генераторы; фирма «Всеобщая компания электричества», поставлявшая кабели и лампы накаливания; а также акционерное общество «Сименс и Гальске», обеспечивавшее электростанцию специалистами по наладке, необходимые инструменты и оборудование.
А к моменту завершения строительства Ливадийского дворца (14 сентября 1911 года) на фасаде были установлены часы санкт-петербургской фирмы «Винтеръ» с циферблатом из красной меди и получасовым боем.
К слову, часы фирмы «Винтеръ» вот уже более 120 лет исправно работают на «башне Врангеля» в Ялте
По своему прямому назначению электростанция проработала лишь 16 лет. В 1927 году в этой части Ливадии был образован санаторий «Ударник», оборудование электростанции было демонтировано, а само здание перепрофилировали под клуб-столовую этого санатория:
Санаторий просуществовал до начала Великой Отечественной войны. На время Ялтинской конференции 1945 года электростанция снова поучаствовала в обеспечении Ливадии электричеством, но уже с конца 1945 по 1947 год здесь был лагерь для военнопленных, а в последующие годы здание и вовсе выполняло функции технического помещения — использовалось как склад и разного рода мастерские.
Нетрудно представить, в каком состоянии оказалось здание царской электростанции к концу 1980-х годов, пока на него не обратил внимание органный мастер Владимир Хромченко — именно он в 1989 году взялся за превращение полузаброшенной ливадийской электростанции в органный зал и собственноручно построил орган для него.
Опыт в строительстве и обслуживании органов у него был значительный — Хромченко к тому моменту уже построил орган для ялтинской детской музыкальной школы, в которой работал по окончании Таллиннской консерватории, и для армянской церкви святой Рипсиме, а также помогал с обслуживанием органа в римско-католической церкви.
Работы велись на протяжении долгих 10 лет. Реконструировать здание и создавать орган помогали благотворители, но большую часть затрат мастер взял на себя.
Для того, чтобы орган зазвучал, понадобилось не только освободить обветшалое помещение и устранить его разрушения. Строителям пришлось выбрать тысячи тонн грунта, возвести подпорные стены и достроить пространство для размещения самого инструмента (он находится на специальном балконе). Помимо этого, пришлось фактически с нуля декорировать бетонную коробку будущего органного зала лепниной и цветными витражами, пилястрами и капителями.
Кстати, в оформлении есть пара интересных и показательных моментов. Изначально украсить зал лепниной должны были приглашённые Владимиром Анатольевичем специалисты, реставрировавшие в своё время латышский Рундальский дворец. Однако, из-за некоторых разногласий работы были остановлены и продолжил украшать зал мастер лично. А люстра, висящая в центре органного зала, — ничто иное как несколько собранных воедино бра.
Параллельно со строительными работами, здесь же, в подвале будущего органного зала создавался и уникальный инструмент:
«Мы сами делали станки, на которых потом изготавливали детали для органа, — рассказывает Хромченко. — Над инструментом одновременно работали 10–12 человек: пять-шесть из них занимались отливкой металлических труб, еще столько же — вырезали деревянные трубы».
В получившемся инструменте четыре мануала (клавиатуры для рук), педаль (клавиатура для ног), 69 регистров, для управления которыми на пульте расположено больше 230 кнопок и рычагов. Но самое любопытное, что этот орган насчитывает больше 4600 труб. Длина самой большой трубы — около шести метров, а самой маленькой — всего несколько миллиметров. У длинных трубок скрученная форма, и каждый поворот изогнут с точностью до миллиметра. Около трети труб органа изготовлены из древесины крымских пород — кедра, пальмы, секвойи, фисташки, кипариса.
Открытие ливадийского органного зала состоялось в 1998 году. С тех пор звучание этого уникального инструмента успели оценить множество специалистов и просто ценителей прекрасного.
Рекомендуем к посещению!