На улице Коммунаров, через дорогу от дворца эмира Бухарского есть красивая вилла из местного камня с остроконечной крышей в духе таврического романтизма:
Сейчас это корпус №5 Военного санатория «Ялта» КЧФ (Краснознамённого Черноморского флота), детский корпус. Но, как вы понимаете, изначально это здание строилось совсем с другими целями.
Немного подробностей.
История виллы Министерства путей сообщения
После завершения Крымской войны 1853-1856 годов в среде военной и буржуазной элиты России наметился интерес к Южному берегу Крыма.
И когда, вслед за императорской семьёй, во второй половине 19 века сюда массово поехали обеспеченные представители высшего света, остро обозначился вопрос развития и поддержания инфраструктуры, в первую очередь дорог.
Напомним, что первая дорога Алушта-Ялта была построена при графе Воронцове в 1837 году, Ялта-Севастополь (старое Севастопольское шоссе) через Байдарские ворота в 1848 году, дорога Ялта-Бахчисарай через Ай-Петри лишь в 1894 году, а Южнобережное шоссе Ялта-Севастополь — вообще в 1972 году
Дороги в то время находились в ведении Министерства путей сообщения (далее МПС), а за Южнобережный участок на тот момент отвечал князь Мещерский, исполнявший обязанности начальника участка. По ходатайству Мещерского было решено построить представительство МПС именно в Ялте.
С этой целью в 1891 году Мещерский от имени МПС покупает в районе Заречья (тогда это был по сути пригород Ялты) участок площадью 300 квадратных саженей (это примерно 1366 кв. м), подводит к нему водопровод и привлекает к разработке проекта ялтинского архитектора Платона Теребенёва.
В итоге, к 1896 году здание было построено:
Это была великолепная вилла сложной формы и переменной этажности из местного серого камня, уложенного мозаичной кладкой, с характерным для Теребенёва обилием ажурных украшений из дерева. Основная часть здания является двухэтажной, а с запада, под остроконечной башенкой правее главного входа — этажей уже три.
В здании находились кабинеты начальника участка, инженеров и ведущих техников, а также билетные кассы. В 1900 году за счёт приобретения части прилегающих земель у Берка Перцевича Окунева участок министерства был увеличен вдвое, и рядом с главным зданием был построен флигель (не сохранился до наших дней).
В начале 1920-х годов имущество Министерства путей сообщения было национализировано и передано в распоряжение сформированного на его основе ялтинского отделения «КрымДорТранс».
До 1939 года в вилле было: 4 рабочих кабинета, «красный уголок» в самой большой комнате и квартиры сотрудников, а во флигеле устроены комнаты для командированных сотрудников.
Накануне ВОВ на базе бывшего Министерства путей сообщения территория вся была переформатирована в санаторий НКВД, а после окончания войны уцелевшая вилла в качестве детского корпуса вошла в состав военного санатория «Ялта» Краснознаменного Черноморского флота, каковым является и по сей день.
Доступ на территорию для посторонних ограничен.
поблизости:
Апартаменты «Лотос» 59 м, Галерея крымской живописи «Арт-Юг» 64 м, Дворец эмира Бухарского 67 м, Пиццерия «Capri» в Приморском парке 73 м, Колоннада 84 м, Стрелковый тир в Приморском парке 85 м, Отель Sun City 87 м, Пансион Тесленко «Доссия» 104 м, Памятник Чехову в Приморском парке 116 м, Доходный дом Толстой-Знаменской 131 м, SPA-комплекс «Opera Prima» 134 м, Столовая «Park» в Приморском парке 142 м, Пространство «Comfort Zone» 145 м, Апартаменты в комплексе «Opera Prima» 151 м, Бар-ресторан «Verdi» 161 м, Дом Теребенёва на Чайной горке 162 м, Дом князя Ратиева 171 м, Пляж «Корсар» 175 м