На пересечении ялтинских улиц Пушкинской и Боткинской есть контактный бронзовый памятник в виде сидящего на скамье мужчины с кинокамерой:
Это памятник пионеру отечественной киноиндустрии и основателю ялтинской киностудии Александру Алексеевичу Ханжонкову (1877-1945), установленный 26 августа 2011 года.
Проект памятника выполнили отец и сын, скульпторы Геннадий и Фёдор Паршины.
К слову, в Ялте есть ещё один памятник авторства Паршиных — памятник Чехову и его даме с собачкой на набережной
Ниже немного подробнее о том, кем был Ханжонков и почему достоин увековечивания на одной из главных улиц Ялты.
Кто такой Александр Ханжонков
Начало биографии Александра Ханжонкова вполне характерно для потомственного военного России 19 века: родился в семье казачьего сотника дворянского происхождения из Войска Донского и дочери московского полковника, закончил гимназию и юнкерское училище в Ростове-на-Дону, после чего был зачислен в Донской Первый казачий полк, принимал участие в Русско-японской войне 1905 года, затем в 28-летнем возрасте по состоянию здоровья был уволен в запас с выплатой, полагавшейся от государства...
А вот дальше его судьба очень круто изменилась! В Ростове-на-Дону он посетил электробиограф Штрёмера (это первый кинотеатр Ростова-на-Дону, находится по адресу улица Большая Садовая, 64) и настолько загорелся кинематографом, что связывает с этой индустрией всю свою дальнейшую жизнь.
Ханжонков тут же отправляется в Москву, где вложив все свои средства, вместе с компаньоном Эмилем Ош они учредили Торговый дом «Э. Ош и А. Ханжонков» и начали заниматься прокатом зарубежных кинолент. Однако, Ош вскоре вышел из сделки.
Но буквально грезившего кино предпринимателя это не остановило. Александр Ханжонков находит вкладчиков и учреждает уже Торговый дом «А. Ханжонков и Ко», в рамках которого начинает не только организовывать кинопрокаты и продажу кинооборудования, но и пробует снимать первое российское кино.
Изначально это были репортажи и документалистика, но уже в 1908 году на киностудии Ханжонкова стали производиться и художественные фильмы:
Несмотря на то, что торговый дом Ханжонкова ежегодно выпускал десятки готовых кинолент, настоящий успех и признание к Александру Алексеевичу пришло только после выхода полнометражного игрового фильма «Оборона Севастополя».
Фильм «Оборона Севастополя»
Можно сказать, что художественное российское кино началось именно с «Обороны Севастополя».
Амбициозный проект (масштабнейшая батальная картина длительностью 1 час 40 минут) требовал не только высокого уровня мастерства, но и значительных средств. Автор идеи — режиссёр и сценарист Василий Гончаров сумел добиться аудиенции императора Николая Второго и получил от него максимальный уровень поддержки будущих съёмок.
При этом, помимо частичного финансирования из государственной казны, император распорядился привлечь к работе большую группу историков и военных консультантов, а в натурных съёмках были задействованы ветераны Первой обороны Севастополя 1854-1855 годов, солдаты, матросы и офицеры действующих регулярных войсковых подразделений, а также подводная лодка Императорского флота и несколько тысяч разрывных снарядов.
Первый показ готовой картины состоялся для императорской семьи, свиты и офицеров в Ливадийском дворце 26 октября 1911 года. По окончании просмотра раздались аплодисменты, а Николай Второй даже одарил Ханжонкова перстнем, усыпанным бриллиантами, с собственной руки.
«Оборона Севастополя» принесла Ханжонкову оглушительный успех в России, а о русском кино на западе заговорили всерьёз.
В 1916 году предприниматель оставляет московскую киностудию под управление супруги и деловых партнёров, покупает ялтинский дом полковника Хитрово и обустраивает в нём киноателье, где живёт и работает с весны 1917 года.
После разгрома армии Врангеля, в 1920 году Ханжонков эмигрировал из России и, уже находясь с семьёй в Европе, делал там безуспешные попытки вновь заняться кино.
В 1923 году он вернулся в СССР по приглашению возглавить акционерное общество «РусьФильм», однако, через несколько лет оказался под подозрением в деле о растрате и хищениях. В итоге, Ханжонков был оправдан, но был вынужден покинуть Москву.
С 1926 года до самой смерти он жил в Ялте в доме на улице Боткинской, 15. На доме есть соответствующая мемориальная табличка:
Состояние здоровья уже не позволяло Ханжонкову полноценно работать, поэтому он являлся консультантом Ялтинской киностудии и параллельно писал мемуары.
Могила пионера русского кинематографа находится на Поликуровском мемориале в Ялте.
поблизости:
Пиццерия «Pesto» 32 м, Боткинская аптека 54 м, Столовая «Ялтинская» 58 м, Ресторан «Старик Хинкалыч» на Боткинской 59 м, Караоке-бар «Космос» 60 м, Апарт-отель «БоткинЪ» 60 м, Ялтинский историко-литературный музей 62 м, Ресторан «Doctor Whisky» 74 м, Виски-отель «Пушкинский дом» 5* 82 м, Кофейня «Green Coffee» 100 м, Дом доктора Кострицкого 104 м, Дом Селямета Касимова 107 м, Кофейня «Инжир» 114 м, Столовая «Вкусноешка» 126 м, Премьер-отель Oreanda Resort & SPA 4* 127 м, Пушкинская беседка 139 м, Памятник Пушкину 141 м, Столовая «Смак» 142 м