Еврейская тропа (или «еврейка») — это один из самых простых пешеходных маршрутов с Южного берега Крыма на Ай-Петри. Проходит по горному склону между Алупкой и перевалом Ат-Баш. Продолжительность маршрута — около 4 км.

Название тропы никак не связано с евреями. Тропа (изначально это была дорога) была заложена в 1914 году инженером Жидовым как путь из имения князя Юсупова в Соколином до его же имения в Кореизе. В те времена слово «жид» не имело отрицательной коннотации, поэтому маршрут называли жидовой (а позже еврейской) дорогой.

И практически на всём протяжении маршрута она действительно настолько широкая, что можно идти рядом, а не друг за другом. Отчасти именно поэтому время от времени здесь можно встретить спускающихся с плато велосипедистов.

Описание маршрута

Для выхода на маршрут вам нужно оказаться у остановки «Питомник» в Алупке (на ЮБШ). Через неё с верхней платформы автовокзала Ялты ходят маршрутки №128 (Ялта-Форос) и №142 (Ялта-Симеиз). Если вы приехали не из Ялты, а со стороны Севастополя (например, из Фороса или Симеиза) — перейдите дорогу на сторону гор.

Есть два варианта начала еврейской тропы: из Касимовки и аутентичный. Мы опишем именно второй, который более правильный исторически

Теперь нам нужно пройти к началу тропы. Для этого идём вдоль дороги, мимо заправки «ATAN» в направлении Ялты. Пройдя мимо перекрёстка, примерно через полкилометра слева будет поворот и знак «памятник природы». Поворачиваем сюда — от красного шлагбаума и начинается еврейская тропа.

Шлагбаум в начале еврейской тропы

Около полукилометра идём вдоль леса, затем перед виноградником дорога поведёт правее снова в лес. Здесь будут встречаться развилки, наша задача идти прямо по самой широкой дороге в направлении гор, и только метров через 450 после поворота можно на развилке взять немного левее чтобы сделать небольшой крюк к небольшому озеру, где можно немного перевести дух и сделать фотографии.

Озеро Шаан-Кая на фоне горы Шаан-Кая и плато Ай-Петри

Озеро Шаан-Кая

В тёплое время года на озере всегда, особенно на выходных, много людей. Местные любят проводить здесь пикники (некоторые даже умудряются купаться). И это неудивительно — само озеро довольно милое, здесь нет городского шума, а виды при этом потрясающие

Отдохнули? Пора двигаться дальше. От озера выходим на дорожку в направлении гор и движемся через лес до очередной развилки, на которой уходим левее (тропа вправо ведёт к горе Шаан-Кая). Через метров 350 дорога снова разделяется — и здесь снова уходим левее (тропа, уходящая в этом месте вправо, подводит к скале Шаан-кая, похожей на голову огромного кашалота). Дальше нам предстоит больше полукилометра идти с плавным набором высоты вдоль леса, а затем, на очередной развилке поворачиваем влево.

Здесь лес сменяется на достаточно неприглядную картину: в зоне видимости — сплошь остовы сухих сосен, перемежающихся островками молодой поросли.

распиленные горелые сосны на еврейской тропе

Это многогектарный горельник, который, как нам удалось узнать, образовался в результате неосторожного обращения с огнём в лесу.

Несколько лет назад в этих местах заблудился студент. Чтобы привлечь внимание спасателей, парень развёл сигнальный костёр, который разросся до масштабов экологической катастрофы — более 10 гектар векового леса выгорело до тла!

Горельник протягивается больше чем на километр тропы. Сами понимаете, тени здесь практически не бывает, поэтому если идёте еврейскую тропу в солнечный день — обязательно возьмите с собой головной убор и одежду с рукавом во избежание солнечного или теплового удара. А в идеале, выходите на еврейку весной или осенью. Стоит отметить — у горельника есть, если так можно выразиться, и своеобразный плюс: «благодаря» ему, скалы и горная гряда хорошо просматривается на десятки километров. Но двинемся дальше.

Дорога по горельнику делает небольшой зигзаг и снова выводит нас к очередной развилке. В этот раз сворачиваем правее к горам, идём около 300 метров — и снова встречаем развилку! Да, еврейская тропа одна из самых ветвистых из всех маршрутов Ялты, которые нам довелось ходить.

А тем временем, мы уже прошли больше половины маршрута. Присмотрите место, где можно присесть отдохнуть и перекусить — ещё немного и мы окажемся в плотном лесу.

Отдохнули? Сделали фотографии? Тогда идём дальше. Какие-то полкилометра, и можно будет пополнить запасы вкуснейшей горной водой — по правую руку заметите первый родник:

родник на еврейской тропе

Дальнейший путь пролегает сквозь плотный лиственный лес с постепенным, некрутым набором высоты. Вскоре по правую руку заметите крупный валун:

Камень на еврейской тропе

За ним еврейка предложит свою последнюю развилку. Дорога прямо ведёт на Кацивели, нам же нужно повернуть вправо к перевалу Ат-Баш. Спустя несколько минут, заметите лужи и грязь на дороге — это второй родник еврейской тропы:

Родник на еврейской тропе в Крыму

Через минут 10-15 по левую руку будет заметна тропка, отходящая от основной дороги влево. Это выход на небольшую смотровую площадку под самой горой Ат-Баш, финальной точке нашего маршрута.

Сделав пару кадров, продолжаем путь вверх. Внезапно лес открывается и перед нами во всей красе открывается плато Ай-Петри. Ну вот, еврейская тропа покорена!

конечная точка еврейской тропы, гора Ат-Баш

Что делать дальше?

• Можно вернуться обратно тем же путём в Алупку;
  • Пройти около 2-х киломеров влево по тропе вдоль кромки яйлы до перевала Миэссис-Богаз, где начинается хорошо маркированная тропа «Биюк-Исар», выводящая в посёлок Оползневое;
  • Если есть время, силы и желание, дойти по плато (около 6 км) до верхней станции канатной дороги, откуда спуститься канаткой или пешком мисхорской или таракташской тропами.

Что взять с собой на еврейскую тропу

1. Воду или чай в расчёте 1-1,5 литра на человека;
  2. Головной убор и одежду с рукавом;
  3. Бутерброды или шоколадные батончики типа сникерса для перекусов;
  4. Удобную обувь;
  5. Трекинговые палки для удобства (по желанию);
  6. Хороший фотоаппарат или видеокамеру (по желанию).

Не забудьте оформить пропуск в заповедник

Еврейская тропа — gps-трек маршрута на карте:

Жильё поблизости

Удобнее всего к маршруту «Еврейская тропа» находится Мини-отель «Кедр-Восток» (от 2000), Гостиница «Аквилон» 3* (от 4700), Люкс-отель «Mare Nero» 3* (от 6500), Апартаменты «TELIO» (от 2800), Отель «Вилла Онейро» 3* (от 3000) или подбери подходящий вариант на любимом сервисе:

Яндекс Островок Суточно Путёвка Твил Броневик Алеан Туту Авито
Промокод DI-YALTA12 даст 12% скидки при бронировании через Яндекс

Опубликовал vmaysov 21K

Наш канал Спасибо!

Полезные ссылки:

Транспорт: как доехать в Ялту, прокат автомобилей, таксиЖильё: обзор районов, где бронировать, гостиницы, квартиры, санатории, хостелыПитание: рестораны и кафе, столовые, бары, кофейниЧто посмотреть: готовый маршрут на 3 дня, маршрут по центру, достопримечательности, экскурсии и турыКуда сходить: треккинг, дворцы, парки, пляжи, развлечения, афиша • Вся полезная и актуальная информация о Южном берегу Крыма