Продолжаем серию публикаций, в которых можно визуально сравнить знакомые южнобережные места с тем, как они выглядели в 19 и 20 веках.
В этот раз посмотрим как изменился главный прогулочный променад Ялты — её набережная. Начав формироваться в 1860-х годах как часть Нового города, улица несколько раз радикально меняла свой внешний вид. Тем интереснее взглянуть на это своими глазами.
До недавнего времени границами набережной были два моста: Полицейский мост (со львами) через реку Дерекойка и Ливадийский мост через реку Водопадную. Между этими мостами мы сегодня и пройдёмся. Просто двигайте слайдер чтобы увидеть разницу:
Через дорогу от Полицейского моста находится четырёхэтажный доходный дом и торговые ряды, построенные в 1907 году архитектором Николаем Красновым для графа Мордвинова, которому до революции в Ялте принадлежала огромная территория между современными улицами Свердлова и Московской.
Как можно заметить, здание практически не изменилось. Только появилась надстройка пятого этажа на крыше (под полукруглой конструкцией) и некоторые магазины первого этажа расширились, заняв часть тротуара.
Входим на набережную, немного проходим прямо и на площади напротив памятника Ленину делаем взгляд назад в сторону Полицейского моста:
Здесь слева от моста, на месте нынешних кафе «Терияки» и стритфуда «Hungry Bird» в 19 веке был тот самый полицейский дом, а справа спасательная станция, холерный барак, причальная буна для вывозки мусора в море, площадка разгрузки песка, камня и угля.
В центре кадра над ещё слабо заселённым Поликуровским холмом виднеется церковь Иоанна Златоуста, но самое интересное — обратите внимание, где находится береговая линия.
Дело в том, что в истории ялтинской набережной было две значительных модернизации, поэтому позволим себе небольшое, но важное отступление.
Две реконструкции набережной Ялты
До первой половины 1880-х годов набережная представляла собой обычную дорогу вдоль морского берега от ялтинского порта в направлении Ливадии, которая в 1861 году стала принадлежать семье императора Александра Второго.
За царским двором на Южный берег Крыма устремился и частный капитал. На месте бывших виноградников и табачных плантаций улицы Нового города стали стремительно застраиваться дворянскими дачами и доходными домами, а сама набережная постепенно становилась главной деловой и курортной улицей Ялты.
К середине 1880-х годов назрела необходимость первой масштабной реконструкции набережной. Разработка проекта была поручена инженерам Николаю Михайловичу Шевцову и Александру Львовичу Бертье-Делагарду, который в эти же годы занимался проектированием морского порта и защитного мола с маяком.
Так, к 1886 году набережная получила берегоукрепительные сооружения, каменную подпорную стену и металлические перила, напоминающие корабельные. После реконструкции набережную в честь императора стали называть Александровской.
По завершению Гражданской войны набережная была переименована в честь Владимира Ильича Ленина, тем не менее, в целом её структура практически не менялась — это была достаточно узкая улица, к которой вплотную подступало море.
На газоне напротив магазина «Винторг», через дорожку от кофейни «Точка» можно заметить оригинальный кнехт, к которому до самой середины 20 века швартовались лодки (он в левой части фото за белым электрошкафчиком):
Вторая масштабная реконструкция набережной была проведена в 1961 году заодно с восстановлением города после победы в Великой Отечественной войне.
Когда 16 апреля 1944 года Ялта была освобождена от нацистской оккупации, значительная часть городской инфраструктуры была разрушена, сожжена или разграблена. Набережная, порт и здания первой линии пострадали особенно.
В Академии архитектуры СССР был разработан амбициозный глобальный проект (вплоть до постройки железнодорожного вокзала), в рамках которого предполагалось расширение набережной в несколько раз, превращение её в улицу-сад, а под набережной пустить тоннель для автомобилей...
В итоге, кое-что удалось воплотить в жизнь (например, была запущена канатная дорога на холм Дарсан и променад частично озеленили), однако, из-за крайне высокой стоимости в 1948 году Постановлением СовМина РСФСР был утверждён генплан Ялты, где набережная расширялась и соединялась с Приморским парком, а на расчищенной части у Полицейского моста появилась площадь с памятником Ленину и главпочтамт.
Лишь в 1961 году, в качестве противодействия разрушительным зимним штормам, набережной был добавлен второй уровень, а также рисберма, «отодвинувшая» береговую линию до её нынешних границ:
Тогда же променад облицевали гранитом и порфиритом.
Тем временем, мы проходим от огромного платана перед ТЦ «Фонтан» дальше по набережной и у поворота к канатной дороге «Ялта-Горка» оборачиваемся:
Это бывшие торговые ряды гостиницы «Россия», построенные в 1899 году по проекту ялтинского архитектора Николая Георгиевича Тарасова.
Как можно заметить, спустя 125 лет ни внешний вид, ни назначение здания практически не изменились (здесь по-прежнему находятся магазины одежды и курортных товаров), лишь появились облицовка променада, пальмовая аллея и тенистая полоска у выхода на рисберму.
От поворота к канатке движемся до пересечения набережной с улицей Николая Краснова. Здание, вдоль которого мы шли, это бывшие торговые ряды купца Стахеева, построенные в 1890-х годах по проекту уже упоминавшегося архитектора Краснова:
Сразу же бросается в глаза, что вместо эксплуатируемой кровли в 1960-х появился второй этаж, в котором в наши дни расположены панорамные ресторан и столовая.
Вдоль западного фасада торговых рядов Стахеева уходит улица Николая Краснова, которая до 1930-х годов была началом улицы Аутской:
Помимо окон надстроенной над бывшими торговыми рядами столовой, можно заметить, что с этого места перестали просматриваться купола собора святого Александра Невского, а ещё справа появился сквозной проход в Некрасовский сквер мимо нынешних грузинского ресторана «Батони», кассу канатной дороги и южный фасад гостиницы «Таврида».
А по левую руку от нас находится бывший доходный дом купца Тихомирова с узнаваемыми скульптурами на углу:
Как вы можете видеть, кроме продолжения пальмовой аллеи и разросшейся через всю набережную сосны пинии, это место почти не изменилось. Только на месте бывшего входа в гостиницу «Вилла Елена» теперь находится кафе «Ялтинский дворик».
Ну а мы движемся дальше по набережной, проходим под нависшей сосной вдоль дома с кариатидами перед парадным входом и оказываемся на углу с улицей Морской. Здание, вдоль которого мы сейчас проходили, изначально было комплексом из нескольких двухэтажных доходных домов отставного поручика Бентковского:
В 1880-е годы предприимчивый Бентковский «оптимизирует» свой бизнес: он заказывает архитектору Краснову проект, по которому доходные дома объединяются в единый ансамбль, а также надстраивается третий этаж.
Гостиница получает название «Мариино» и, за исключением обрушившихся при Большом крымском землетрясении балконов, практически не меняла своего вида. Первый этаж, как и в 19 веке, занят магазинами и кафе, на втором и третьем этажах сейчас одноимённый апарт-отель.
К слову, именно в «Мариино» во время одного из первых посещений Ялты Чехову пришла идея его «Дамы с собачкой»
Здесь вверх от набережной уходит улица Морская, а напротив «Мариино» находится бывший доходный дом купца Решёткина, в котором по сюжету фильма «Асса» жил мальчик Бананан.
К доходному дому Решёткина вплотную примыкает белоснежное здание с обилием лепных украшений в духе эпохи модерна:
Это бывшая аптека провизора Левентона, построенная в 1902 году на месте его же сгоревшего дома архитектором Львом Николаевичем Шаповаловым. Сейчас здесь дорогие бутики, а в целом аптека хорошо сохранилась. Чего не скажешь о домах дальше по набережной, которые можно увидеть на старом снимке.
Дело в том, что эта часть набережной настолько пострадала в ходе Великой Отечественной войны, что практически все здания до самого Ливадийского моста после освобождения города пришлось снести:(
Так, оказалась не поддающейся восстановлению некогда примыкавшая к аптеке Левентона гостиница «Франция», построенная в 1886 году архитекторами Теребенёвым и Штакеншнейдером:
Если пройти вглубь сосновой аллеи чуть левее бывшей гостиницы «Франция», мы окажемся у симпатичного особняка, рядом с которым установлен памятник Чехову и его даме с собачкой:
Это бывшие купальни Рофе, которые в 1990-х были перестроены известной советской певицей Софией Ротару, долгое время использовавшей объект культурного наследия в качестве студии звукозаписи, а затем и вовсе открывшей в них собственный бутиковый отель «Вилла София».
Проходим дальше и на углу с улицей Екатерининской снова бросаем взгляд в обратном направлении:
Правее ресторана «Roppongi», на месте нынешнего клуб-кафе «Женева» до войны располагалась гостиница «Петербург». Её фасад выступал как раз до главного променада современной набережной, сейчас сохранилась лишь северная часть здания.
От памятника архитектору Краснову проходим к полукруглому выступу у лестницы ресторана в виде греческой галеры, откуда набережная предстаёт в перспективе:
Здесь, помимо утраченных зданий, можно обратить внимание как выглядела нижняя набережная в начале 20 века.
Между ялтинскими зонтиками и памятником Пуговкину в образе всеми любимого режиссёра Якина возвращаемся на променад. Здесь, рядом с так называемым платаном Айседоры Дункан на месте сквера Калинина до войны была ещё одна крупная ялтинская гостиница — «Джалита», построенная в 1905 году вместо существовавших до неё дач, принадлежавших некоему Волкову:
Попробуете самостоятельно угадать, кто построил эту гостиницу? Да-да, это снова был Николай Петрович Краснов:)
«Джалита» располагалась на углу с Пушкинским бульваром и практически упиралась в Ливадийский мост, которым набережная исторически и заканчивалась. Рассказ о районах Заречье и Чайная горка у нас ещё впереди, поэтому сегодня на последок можно лишь ещё показать как озеленилась гостиница «Ореанда»: