В 1987 году на советские экраны вышел фильм «Асса». Эта переполненная китчем криминальная драма, снятая режиссёром Сергеем Соловьёвым по сценарию Сергея Ливнева, сразу же стала культовой и по-прежнему является одним из символов начала «перестройки» в СССР.
Популярность «Ассы» (с незатейливым в общем-то сюжетом о любовном треугольнике) была главным образом вызвана тем, что режиссёр на широкую аудиторию показал целый пласт позднесоветского андеграунда, контркультуры неформалов и предвестником предстоящих перемен.
Одним из «побочных эффектов» этой популярности стала очередная (вслед за «приехать к морю в несезон» Бродского) волна романтизации южнобережной зимы — фильм практически полностью снят в естественных декорациях совсем непарадной и некурортной Ялты.
Мы покажем где снимались ключевые сцены «Ассы» и расскажем интересные факты о фильме. Итак,
«Я живу в заповедном мире моих снов»
Съёмочная группа приехала в Ялту в ноябре. И пока шли приготовления, началась нетипичная для ЮБК погода — непрекращающийся больше недели снегопад. Это не входило в планы режиссёра, но оператор картины Павел Лебешев, напротив, настоял воспользоваться такой нестандартной фактурой.
Это несколько усложнило процесс съёмок (так, например, для эпизода с заплывом Крымова и Бананана потребовалось с помощью пожарной пены делать бутафорские снежные сугробы), но при этом открыло Ялту большинству зрителей с новой, неожиданной стороны.
Первые кадры фильма с бушующим зимним морем — это вид на портовый мол и маяк с набережной имени Ленина (Алика стоит метрах в 60 от спуска к нижней набережной напротив ресторана «Пряности и страсти»):
Место, где был междугородний переговорный пункт, у которого Алика знакомится с Банананом и Витей, с тех пор перестроено практически до неузнаваемости, но здание, примыкающее к нему справа при желании можно найти в районе современного ресторана «Белый лев».
После знакомства ребята выходят на набережную. Здесь можно заметить, что ставшего уже одним из своеобразных символов Ялты — кафе «Апельсин» в виде греческой галеры ещё не было:
Алика в ожидании попавшего в шторм Крымова снимает комнату на чердаке у Бананана. Это место находится во дворике на улице Морская. С тех пор оно практически не изменилось, и найти его не сложно — нужно между пиццерией «Capri» и кафе «Медоборы» войти во дворик, где размещается отель «Дворик на Морской» и сразу посмотреть налево:
Затем Бананан приводит Алику в театр лилипутов, где работает ночным сторожем. Это место находится у центральной площади никитского ботанического сада:
Утром Витя везёт Алику в гостиницу «Ореанда» и они проезжают характе́рный дом-утюг на перекрёстке улиц Севастопольская и Заречная:
Это бывший дом Селямета Касимова в районе ялтинского Заречья, неподалёку от ялтинской киностудии.
Интересная деталь: бывший сотрудник премьер-отеля «Ореанда» в разговоре подтвердил, что люксом №310, в котором снимали сцены в гостиничном номере, часто интересуются именно любители фильма
Ресторан, где Крымов и Алика ужинают с лилипутами (там же впоследствии окунут в фонтан падкого на чужих женщин «майора»), находится в старейшей ялтинской гостинице «Таврида»:
Это ресторан «Царская кухня», цены там выше среднего, но есть бизнес-ланчи в пределах 500.
Место с пальмами в снегу, у которого Крымов прощается с Аликой и уезжает на такси в Симферополь, находится на пересечении улиц Чехова и Боткинской. За их спинами угадывается гостиница «Метрополь», ныне пребывающая в плачевном состоянии.
После эпизода с экзекуцией майора в ресторане под нетленку «ВВС» Крымов на фоне заснеженной бамбуковой рощи играет в снежки с лилипутами, там мелькает в кадре беседка уже упоминавшегося выше ботсада:
После первого сеанса гидромассажа Крымова мы переносимся в посёлок Гаспра. Сцена с групповым фото у фонтана снята напротив великолепного административного здания санатория «Родина» (бывшего санатория «Украина»):
Тем временем Бананан и Алика фотографируются в фотобудке за колоннами в Приморском парке. Фотобудки там сейчас нет, а вокруг выросли высотки с апартаментами:
Далее Крымов организовывает морскую прогулку в честь третьей годовщины знакомства с Аликой. Во время исполнения издевательской песни про старика Козлодоева сквозь туман можно разглядеть что теплоход (кстати, это «Константин Паустовский», он до сих под ходит из Ялты к «Ласточкиному гнезду») проплывает мимо санатория «Парус» в Курпатах и замка «Ласточкино гнездо», а когда пара после отъезда жены Альберта на балконе своего люкса разгадывает кроссворд, камера скользит вдоль пустынного приморского пляжа и шхуны «Испаньола».
Тир, в котором Алика и Бананан стреляют из воздушки, до сих пор работает и находится в приморском парке между столовой «Park» и памятником Чехову.
Во время одного из самых романтичных эпизодов картины — прогулки ребят на канатной дороге «Ялта-Горка» под песню «Город золотой» в исполнении Бориса Гребенщикова — кабинка под номером 25 плывёт над милыми старыми двориками улиц Войкова и Леси Украинки, а также в кадре ненадолго появляются купола собора святого Александра Невского.
Эпизод, в котором Крымов утром отправляется на поиски Бананана, спрыгнув с мостика и поднявшись по лестнице у угольной кучи, снимался во дворике одной из старейших гостиниц Ялты — отеля «Метрополь» на улице Боткинской, 13 (сейчас полузаброшена).
Место, у которого Крымов замечает «хвост» и выясняет где живёт Бананан — это дом с ротондой на перекрёстке улиц Кирова и Котельникова:
Плавать Крымов Бананана приводит на причал за морвокзалом, правее пляжа Гороно. Затем они с Аликой гуляют на набережной. Обратите внимание — ещё нет часовни Новомучеников и Исповедников российских напротив улицы Морская (она построена относительно недавно, в 2009 году на месте уничтоженной при советской власти):
После расправы над шпионом Крымов с Банананом отправляются на ипподром. В фильме показано как они садятся в троллейбус на остановке «улица Партизанская» перед бывшим доходным домом Крумана. Сейчас это место выглядит вот так:
Тут интересны пара моментов: во-первых, в Симферополе нет ипподрома (а съемки с него проводились в Москве), а во-вторых, троллейбусы из Ялты в Симферополь действительно ходят, но только от троллейбусной станции рядом с автовокзалом. Поэтому, по логике, за кадром осталось как наши герои пересели из городского троллейбуса в междугородний.
Здание с огромной высоты потолком, в котором Виктор Цой проходит собеседование перед игрой в ансамбле, это уже упоминавшаяся гостиница «Таврида». Ну а финальные съёмки с исполнением песни «Перемен!» перед многотысячной толпой с горящими огоньками снимались уже в Зелёном театре в Москве.
Интересные факты о фильме
Одной из характерных особенностей творческой среды, при участии которой был снят фильм, было создание многочисленных мистификаций, но кое-какие интересные факты о фильме упомянуть всё таки можно:
- главная героиня фильма носит имя Алика в честь Алики Смеховой, за которой на тот момент ухаживал сценарист «Ассы» Сергей Ливнев
- Бананана по замыслу Сергея Соловьёва должен был сыграть Борис Гребенщиков, однако, музыкант согласился лишь на работу над саундтреком и предложил рассмотреть кандидатуру Сергея Бугаева, который в итоге и был утверждён на роль
- названием «Асса» фильм обязан именно Бугаеву (сценарий назывался «Здравствуй, мальчик Бананан»)
- происхождение названия остаётся поводом для споров, среди возможных вариантов числятся: аббревиатура «автор Соловьёв Сергей Александрович», усечение наименования портвейна «Массандра», а также название неформальной художественной галереи в Ленинграде
- ставшие знаменитыми «Коммьюникейшн тьюб», «Пальма в снегу», «Железный занавес» и другие штуковины из комнаты и рабочей каморки Бананана — это работы ленинградских андеграундных художников-авангардистов из тусовки Бугаева
- монолог о Гагарине на допросе задержанного «майора» в исполнении Александра Баширова — поток сознания и импровизация, который решили оставить в фильме (настоящий текст Баширов попросту не выучил)
- руководство гостиницы «Ореанда» наотрез отказало в съёмках на её территории, вопрос решился лишь после того, как Сергей Соловьёв телеграммой попросил содействия генсека СССР Горбачёва
Ну вот, похоже, на этом на сегодня всё. Надеемся, что, благодаря этому материалу, вам захотелось ещё раз пересмотреть этот замечательный фильм и приехать в прекрасную Ялту.