Просто гуляя по Ялте, в любой момент можно внезапно оказаться на съёмочной площадке с реквизитом и декорациями, осветительными приборами и суетящимися участниками процесса — природа Южного берега Крыма, характерная архитектура и местный уклад жизни ещё с советских времён притягивали режиссёров для реализации своих идей.
В Ялте были сняты десятки известных вам фильмов и сериалов, но сегодня мы хотели бы рассказать как и где снимался один из культовых фильмов эпохи перестройки — фильм Сергея Соловьёва «Асса», потому что именно он, на наш взгляд, хорошо передал (и этим значительно популяризировал) дух города в несезон.
Кстати, странное название — «Асса» — режиссёру предложил Сергей Бугаев, исполнивший в фильме роль местного неформала Бананана. Что оно означает, доподлинно не известно. В качестве вариантов в разное время упоминались версии с аббревиатурой «Автор Соловьёв Сергей Александрович» и усечение наименования портвейна «Массандра»
Что ж, начнём! Будет много фотографий.
Небольшая предыстория
Съёмочная группа приехала в Ялту в ноябре. И пока шли приготовления, началась нетипичная для ЮБК погода — непрекращающийся больше недели снегопад. Это не входило в планы режиссёра, но оператор картины Павел Лебешев, напротив, настоял воспользоваться такой нестандартной фактурой.
Это несколько усложнило процесс съёмок (так, например, для эпизода с заплывом Крымова и Бананана потребовалось с помощью пожарной пены делать бутафорские снежные сугробы), но при этом открыло Ялту большинству зрителей с новой, неожиданной стороны.
Итак.
Первые кадры фильма с бушующим зимним морем — это вид на портовый мол и маяк с набережной имени Ленина (Алика стоит метрах в 60 от спуска к нижней набережной напротив ресторана «Пряности и страсти»):
Место, где был междугородний переговорный пункт, у которого Алика знакомится с Банананом и Витей, с тех пор перестроено практически до неузнаваемости, но здание, примыкающее к нему справа при желании можно найти в районе современного ресторана «Белый лев».
После знакомства ребята выходят на набережную. Здесь можно заметить, что ставшего уже одним из своеобразных символов Ялты — кафе «Апельсин» в виде греческой галеры ещё не было:
Алика в ожидании попавшего в шторм Крымова снимает комнату на чердаке у Бананана. Это место находится во дворике на улице Морская. С тех пор оно практически не изменилось, и найти его не сложно — нужно между пиццерией «Capri» и кафе «Медоборы» войти во дворик, где размещается отель «Дворик на Морской» и сразу посмотреть налево:
Затем Бананан приводит Алику в театр лилипутов, где работает ночным сторожем. Это место находится у центральной площади никитского ботанического сада:
Утром Витя везёт Алику в гостиницу «Ореанда» и они проезжают характе́рный дом-утюг на перекрёстке улиц Севастопольская и Заречная:
Это бывший дом Селямета Касимова в районе ялтинского Заречья, неподалёку от ялтинской киностудии.
Интересная деталь: бывший сотрудник премьер-отеля «Ореанда» в разговоре подтвердил, что люксом №310, в котором снимали сцены в гостиничном номере, часто интересуются именно любители фильма
Ресторан, где Крымов и Алика ужинают с лилипутами (там же впоследствии окунут в фонтан падкого на чужих женщин «майора»), находится в старейшей ялтинской гостинице «Таврида»:
Это ресторан «Царская кухня», цены там выше среднего, но есть бизнес-ланчи в пределах 500.
Место с пальмами в снегу, у которого Крымов прощается с Аликой и уезжает на такси в Симферополь, находится на пересечении улиц Чехова и Боткинской. За их спинами угадывается гостиница «Метрополь», ныне пребывающая в плачевном состоянии.
После эпизода с экзекуцией майора в ресторане под нетленку «ВВС» Крымов на фоне заснеженной бамбуковой рощи играет в снежки с лилипутами, там мелькает в кадре беседка уже упоминавшегося выше ботсада:
После первого сеанса гидромассажа Крымова мы переносимся в посёлок Гаспра. Сцена с групповым фото у фонтана снята напротив великолепного административного здания санатория «Родина» (бывшего санатория «Украина»):
Тем временем Бананан и Алика фотографируются в фотобудке за колоннами в Приморском парке. Фотобудки там сейчас нет, а вокруг выросли высотки с апартаментами:
Далее Крымов организовывает морскую прогулку в честь третьей годовщины знакомства с Аликой. Во время исполнения издевательской песни про старика Козлодоева сквозь туман можно разглядеть что теплоход (кстати, это «Константин Паустовский», он до сих под ходит из Ялты к «Ласточкиному гнезду») проплывает мимо санатория «Парус» в Курпатах и замка «Ласточкино гнездо», а когда пара после отъезда жены Альберта на балконе своего люкса разгадывает кроссворд, камера скользит вдоль пустынного приморского пляжа и шхуны «Испаньола».
Тир, в котором Алика и Бананан стреляют из воздушки, до сих пор работает и находится в приморском парке между столовой «Park» и памятником Чехову.
Во время одного из самых романтичных эпизодов картины — прогулки ребят на канатной дороге «Ялта-Горка» под песню «Город золотой» в исполнении Бориса Гребенщикова — кабинка под номером 25 плывёт над милыми старыми двориками улиц Войкова и Леси Украинки, а также в кадре ненадолго появляются купола собора святого Александра Невского.
Эпизод, в котором Крымов утром отправляется на поиски Бананана, спрыгнув с мостика и поднявшись по лестнице у угольной кучи, снимался во дворике одной из старейших гостиниц Ялты — отеля «Метрополь» на улице Боткинской, 13 (сейчас полузаброшена).
Место, у которого Крымов замечает «хвост» и выясняет где живёт Бананан — это дом с ротондой на перекрёстке улиц Кирова и Котельникова:
Плавать Крымов Бананана приводит на причал за морвокзалом, правее пляжа Гороно. Затем они с Аликой гуляют на набережной. Обратите внимание — ещё нет часовни Новомучеников и Исповедников российских напротив улицы Морская (она построена относительно недавно, в 2009 году на месте уничтоженной при советской власти):
После расправы над шпионом Крымов с Банананом отправляются на ипподром. В фильме показано как они садятся в троллейбус на остановке «улица Партизанская» перед бывшим доходным домом Крумана. Сейчас это место выглядит вот так:
Тут интересны пара моментов: во-первых, в Симферополе нет ипподрома (а съемки с него проводились в Москве), а во-вторых, троллейбусы из Ялты в Симферополь действительно ходят, но только от троллейбусной станции рядом с автовокзалом. Поэтому, по логике, за кадром осталось как наши герои пересели из городского троллейбуса в междугородний.
Финальные съёмки с исполнением Виктором Цоем и группой «Кино» песни «Перемен» перед многотысячной толпой с горящими огоньками снимались уже в Зелёном театре в Москве.
Ну вот, похоже, на этом на сегодня всё. Надеемся, что, благодаря этому материалу, вам захотелось ещё раз пересмотреть этот замечательный фильм и приехать в прекрасную Ялту.